Маргарете Шютте-Лихоцки и ее "Франкфуртская кухня"

Говорим "кухня" - думаем "встроенные шкафы и техника", представляем продуманное сочетание функциональности и эстетики. Мы давно привыкли, что место, где мы готовим еду и проводим значительную часть жизни (будем честными, да?=) - логично и удобно скроено, эргономика тщательно выверена, чтобы сократить любые лишние движения... Готова поспорить, что единицы знают, что прародительница современной встроенной кухни появилась почти 90 (!) лет назад благодаря австрийскому архитектору - Маргарете Шютте-Лихоцки (Margarete Schutte-Lihotzky). Маргарете, кстати, была первой женщиной в Австрии, получившей архитектурное образование. Так она говорила об этом сама: 

 

Меня все отговаривали становиться архитектором. Все: мой преподаватель Оскар Штрнад, отец и дед. Не потому, что были настроены враждебно, конечно, нет. Просто были уверены, что с этой профессией я буду голодать. К тому же в то время было немыслимо даже подумать, что женщина может быть причастна к строительству домов. Я и сама не могла это представить, честно говоря. Отец спросил как-то: "Где же ты будешь работать?" Я сказала: "Устроюсь в какое-нибудь бюро, буду редактировать планы". Я и подумать тогда не могла, что кто-нибудь когда-нибудь разрешит мне проектировать дома. Помню, что когда я выиграла свою первую награду, особо высокой оценкой была отмечена именно рациональность моих конструкторских решений. Никто не ожидал, что выиграет женщина...

...после первой мировой войны, в конце 20х годов прошлого века в Франкфурте-на-Майне стартовала программа строительства доступного жилья для рабочего класса, которую назвали "Новый Франкфурт" /das neue Frankfurt/. В самые короткие сроки нужно было построить невероятно большое количество жилых домов.  

 

Чтобы сделать жизнь хозяек проще и освободить время для трудовых подвигов, для работы над проектом пригласили   Маргарете, которая должна была придумать, как создать полноценную кухню на площади всего в 6,5 кв. м (!).​ 

типичная застройка Франкфурта, 1920-е годы

Забавно, но Маргарете (тогда ей было 28), до этого ни разу в жизни не стояла за плитой, совершенно не умела готовить и уверяла, что может испортить даже кофе. Но зато вместо навыков обращения с поварешками у нее была непоколебимая вера в науку. Вооружившись знаниями об эргономике трудовых процессов и секундомером, Шютте-Лихоцки скрупулезно изучала траектории перемещения, записывала и анализировала каждое движение немок на кухне. И пришла в ужас от того, как много времени тратится впустую на бесполезные маневры. 

 

Как оказалось, женщинам приходилось тратить дикое количество времени (за сутки немка проходила несколько сот метров, занимаясь домашними делами на кухне), кружа вокруг посторонних предметов и неудобной мебели - понятно, что ни о какой экономии времени и речи быть не могло...

Решением проблемы хозяек стал совершенно новый, революционный подход к организации пространства. Во «Франкфуртской кухне» органично подружились как принципы функциональности, так и лаконичный дизайн: лишив шкафчики кухни ножек, и опустив их на бетонное основание, Маргарете предложила "встроить" ранее отдельно стоящие элементы и закрепить за каждым определенное место, чтобы те соответствовали потребностям хозяйки, чтобы не потерять ни одного сантиметра полезной площади и сократить до минимума перемещения между мойкой, рабочим столом и плитой. 

обычная немецкая кухня 1920х годов.                                                              "Франкфуртская кухня"

В новой кухне Греты (как как ласково называли Шютте-Лихоцки), не было ни одного случайного элемента, немецким фрау больше не нужно было делать ни одного лишнего шага - все необходимое было, в прямом смысле, под рукой.

 

Слева от столешницы (2) - буфет (1), тут же - вращающийся стул (3), в самой столешнице - съемный желоб для отходов и мусора (4). 

 

Рядом с двойной мойкой (6) - шкаф для сушки тарелок (5), под ним - металлическй поддон, чтобы капли с сохнущей посуды стекали сразу в раковину. Справа от мойки - шкаф с шюттенками (7): 18 металлических выдвижных совочков с носиками были предназначены для хранения круп,  сахара и других сыпучих продуктов. В столешницу  встроены две разделочных доски (8), рядом - большой шкаф для хранения кастрюль (9). 

 

По левой стороне расположились батарея, газовая плита с вытяжкой, подставка под горячее и ящик-термос: вечером туда можно было поставить еду, а утром достать теплую. Здесь же, на крошечной кухне, удалось разместить даже откидную гладильную доску, вмонтированную в стену. 

Никогда прежде на кухне не было металлической раковины и емкостей для хранения, эмалированной поверхности фасадов и плитки на фартуке. Сейчас для нас эти мелочи кажутся незначительными, но в то время такое рациональное и умное использование материалов стало настоящей сенсацией. Столешницы из бука, известного высокой плотностью и стойкостью к порезам и пятнам. Емкость из дуба для муки, чтобы не завелись вредители, металлический поддон для стекающей воды в шкафу для кастрюль. Даже цвета - светло-серый и специфический сине-зеленый были выбраны не случайно: говорят, что ученые кафедры психологии Франкфуртского университета вычислили, что подобные тона отпугивают мух. 

 

"Франкфуртская кухня" в светло-сером цвете, реконструкция

Вращающийся табурет с регулируемой высотой сидения, кухонный светильник на подвижном рельсе, и раздвижные двери в смежную комнату, чтобы можно было следить за детьми, и - вуаля! Из места хаотичного скопления предметов и вещей кухня стала настоящей лабораторией. Всё по науке: три центра активности – плита, раковина и столешница (холодильники в Европе появились только после второй мировой), между ними - минимальное расстояние и никаких препятствий, всё на своём месте и функционирует по максимуму.

 

Не смотря на скептицизм, проект стал феноменально успешен, в одном только Франкфурте было построено около 10 000 таких кухонь. Более того: он прижился не только у немцев, но и даже в «хрущевках» и «сталинках» Советского Союза. Некоторые из вас наверняка видели прозрачные совочки для круп у своих мам и бабушек. После триумфального успеха, Шютте-Лихоцки ездила в советский Союз, встречалась с Хрущевым и разработала проект детской мебели и несколько зданий по всей стране... Кстати, сейчас среди ценителей дизайна идет настоящая охота за оригинальными фасадами Франкфуртских кухонь, говорят, что их стоимость может легко доходить до 34.000 евро. 

 

 

Она была очень идейной, всю жизнь придерживалась левых взглядов, и никогда ими не поступалась. Была даже участницей австрийского сопротивления, за что была схвачена Гестапо и  провела 4 года в концлагере. Маргарете много путешествовала, успела поработать в Австрии, России, Китае, на Кубе, в Германии, Турции и Франции, и прожила долгих 102 года. Совершенно потрясающая женщина, ведь правда?

 

 

... я уверена, что каждый миллиметр имеет смысл, каждый миллиметр в пространстве преобразуется в трех измерениях и имеет свою функцию. Но при этом нужно помнить и о социальных аспектах. Ведь дом - это своего рода реализованная организация наших жизненных привычек.

 

И наконец, для меня не менее важна и художественная сторона архитектуры, ей крайне необходимо уделить максимум времени: ведь вы создаете что-то, что потом вступает в реакцию с  окружающей средой человека,  влияет на его чувства и ощущения. Он находятся с этими объектами в постоянном плотном взаимодействии. Именно в этом я вижу художественную задачу проектирования...

NOTA BENE

Интересные ссылки:

научная организация труда

статья немецкие архитекторы под руководством Сталина

 

 

отрывок о Франкфуртской кухне из к/ф "Гении дизайна" (англ. яз.)


  • на сайте
  • в магазине